Теория взросления Роберта Кигана

Просветление

Вы когда-нибудь думали о том, что означает быть взрослым?

Сейчас речь идет не о закупках продуктов или ипотеке. Имеется в виду, как человек развивается на протяжении своей жизни, как он решает конфликты, выходит из сложных ситуаций и формирует коммуникации с окружающим миром.

В детском возрасте все очень просто. У ребенка существует несколько этапов развития, которые дают возможность понять, чего ожидать в конкретный период.

Но что нам известно о взрослении? Для большинства становление личности происходит неосознанно. Мы не понимаем, на каком этапе развития находимся и что будет дальше.

Для решения данного вопроса можно использовать теорию взросления, предложенную Робертом Киганом — бывшим профессором Гарвардского университета (четыре года назад вышел на пенсию), лицензированным психологом и терапевтом.

Он разработал теорию взросления, которая демонстрирует, как человек проходит через стадии своего развития, которых, по мнению профессора, пять.

Как происходит взросление?

Теория Кигана распределяет взросление на пять стадий. Но перед тем, как начать вникать в каждую из стадий, разберем теоретические аспекты.

Принято считать, что взросление — это процесс, который приводит к развитию наших навыков и расширению знаний. Киган не соглашается с таким подходом. Его теория говорит о том, что взросление связано с трансформацией личности — изменением в мировосприятии и мышлении человека. Трансформация позволяет человеку продвигаться в своем развитии, переходя на следующую стадию.

Теперь давайте разберемся в стадиях взросления, согласно учению Роберта Кигана.

  1. Первая стадия: импульсивный разум (первые несколько лет жизни).
  2. Вторая стадия: имперский разум (подростковый период. На данном этапе находится 6% взрослых).
  3. Третья стадия: социализированный разум (58% зрелых людей).
  4. Четвертая стадия: самоавторствующий разум (35% людей).
  5. Пятая стадия: самотрансформирующийся разум (примерно 1% людей).

Стадии со второй по пятую актуальны для современных взрослых. Большую часть своего времени человек находится на этапе перехода от одной стадии к следующей. Так же часто возникает эффект развития между стадиями. К примеру, со своим партнером человек ведет себя на стадии четыре. А вот с коллегами — на стадии пять.

Главной целью становится определить стадию своего развития и для каких условий она характерна. Только после того, как выводы будут сделаны, мы сможем начать работать на целенаправленной трансформацией своих взглядов, идей, чувств и поступков.

Вторая стадия: имперский разум

Характерна для детей в возрасте от шести лет и до конца подросткового периода. Некоторые зрелые люди также могут находиться на этом этапе.

Находящийся на второй стадии развития акцентируется своих потребностях и том, что интересно и выгодно ему. Окружение — это всего-лишь метод достижения цели. Человек заинтересован в том, как он будет воспринят окружением. Но только потому, что неправильное восприятие может привести к негативным результатам. Поэтому, если такой взрослый не врет, это происходит не из-за присутствия у него совести и определенных моральных ценностей, а потому, что он не хочет быть уличенным на вранье и не желает отмщения.

Если человек следует каким-либо правилам, является приверженцем определенных идей, очень вероятно, что он является потребителем поощрений за свои действия.

Третья стадия: социализированный разум

Характерна для большей части взрослого населения.

На третьей стадии развития внешний мир формирует самоощущение человека, его мировосприятие. На данном этапе главными становятся идеи и система, которая сформировалась вокруг нас. Это семья, работа, культура и так далее. Мы начинаем ощущать себя в качестве функции отношения окружающих. К примеру, мы обращаем внимание на то, как на нас смотрят, какое отношение к нам демонстрирует собеседник. И на основе считанной информации делаем выводы, начинаем определять самого себя.

Характеристики человека, обладающего социализированным разумом (третья стадия):

  1. Наше мнение, большинство мыслей и идей формируются извне.
  2. Списывание восприятия нас окружающими на личную ответственность. Результат — затрата большого количества энергии на сохранение чувств других.
  3. Постоянный поиск подтверждений вокруг нас. К примеру, школьник не знает, как он написал контрольную, пока не увидит оценку в дневнике. Сотрудник не осознает, как прошло собрание, пока коллеги не поделятся с ним своими впечатлениями.
  4. У человека отсутствует сильное чувство своего «Я».
  5. Мы перестали видеть в окружающих лишь средства достижения своих целей. Теперь мы интернализируем взгляды собеседников и по-настоящему заботимся о мнении, которое у них сложилось.

Для большинства взрослых социальная зрелость останавливается на третьей стадии. Но человек может продолжить развиваться дальше и перейти на следующий этап.

Четвертая стадия: самоавторствующий разум

Роберт Киган утверждал, что только 35% населения достигает этого состояния.

Люди, находящиеся на четвертой стадии, могут самостоятельно определить, кем они являются, не опираясь на стороннее мнение. Мы начинаем осознавать свою уникальность и независимость от внешней среды. Мы — люди, у которых есть собственные мысли и чувства, стандарты и принципы, которые могут отличаться от ожиданий окружающих. Теперь мы можем отличить стороннее мнение от своего и качественно формулируем личные суждения.

Достигшие этого состояния развивают собственное ощущение направления и навык следовать личным путем, который сами создают.

Характеристики человека на четвертой стадии:

  1. Может усомниться в ожиданиях и ценностях, занять ограниченную позицию по собственной воле и начать решать задачи самостоятельно.
  2. Берет ответственность за самоощущение и чувства. К примеру, я чувствую, что зол, потому что осознаю, что ты нарушил мои моральные устои. Если бы я мог интерпретировать твой поступок по-другому, я бы мог расстроиться и загрустить.
  3. Самостоятельно формирует мироощущение и не позволяет внешним факторам влиять на него.
  4. Понимает, что меняется каждый день и что его взгляды изменчивы. Такова природа человека.

Пятая стадия: самотрансформирующийся разум

Только 1% из всех людей может достичь такого состояния.

Самоощущение человека не привязано к конкретной идентичности, но оно постоянно изменяется посредством исследования идентичности и оттачивается на основе взаимодействия к окружающим миром. Процесс имеет много общего с идеей эволюционирующего «Я» в буддизме.

Характеристики человека на пятой стадии:

  1. Создает себя сам и готов столкнуться с авторитетом окружающих. Ставит под сомнение не только авторитет из внешней среды, но и свое «Я».
  2. Больше не является заложником своей идентичности. Теперь мы осознаем сложность окружающего мира, расширяем свои рамки восприятия и становимся открытыми к новым возможностям. Идентичность приобретает ограничения, а так как жизненные обстоятельства постоянно изменяются, личность должна адаптироваться к ним.
  3. Мы научились одновременно удерживать разные взгляды на мир и идеологии. Так мы обрели новую способность решать проблемы с разными подходами.

Что дальше?

После того, как вы ознакомились со всеми существующими стадиями развития взрослого человека, постарайтесь определить, на каком этапе находитесь вы в конкретный момент. А теперь подумайте, на какой стадии вам хотелось бы оказаться.

Роберт Киган выявил, что каждый человек склонен думать, что он находится на более высокой стадии развития, чем думает. Но далеко не всегда такое мнение совпадает с реальностью. Обратите внимание на свое поведение в разных ситуациях и с разным окружением для лучшего понимания своего уровня взрослости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.