Ребёнок без привязанности. Нарушение привязанности у детей

Девочка за забором

Привязанность у ребёнка – важный фактор развития!

Под привязанностью следует понимать стремление и способность к продолжительной эмоциональной близости с человеком. Сюда же относится потребность в сохранении данной связи.

Потребность в привязанности предстаёт крайне важной для развития ребёнка. Когда выстроены стойкие позитивные отношения, дети правильно развиваются, способны разбираться в своих чувствах, мыслят логически. У них появляются социальные связи и сознание, возникает базовое доверие к окружающим. Привязанность позволяет чувствовать себя уверенней, справляться со стрессовыми ситуациями и переживаниями. У ребёнка практически отсутствует зависть, он осознаёт собственную значимость, становится нежным и проявляется положительно к другим людям.

Эмоциональные связи выступают в качестве базы и источника сил. У отвергнутых детей активность значительно ниже, чем у тех, кто вырос в любви. Внутренняя энергия у ребёнка без привязанности затрачивается на то, чтобы бороться с тревожностью и приспособиться к жизни. Особая опасность касается младенцев, которые без эмоциональных связей могут умереть.

Общение играет важную роль в жизни человека, особенно в первые годы. Оно выступает базой для речи и мышления. Торможение в развитии интеллектуальных способностей обуславливается отсутствием соответствующей среды и недостаточной связью со взрослыми людьми.

В результате отсутствие эмоционального тепла приводит к тому, что люди лишаются детства и в будущем не способны выстраивать и поддерживать взаимоотношения. Они не знают основных принципов морали и жизни в социуме, проявляют агрессию и стремятся к разрушению.

Следует отметить, что нарушение привязанности происходит даже тогда, когда у ребёнка появляется новая семья, любящая и заботящаяся о нём. Даже во взрослом возрасте такие дети продолжают не доверять миру. Убеждены, что никто не стремится и не сможет позаботиться о них.

Возникновение привязанности

Мама с ребёнком

Глубокие эмоциональные связи представляют собой процесс, в котором принимают участие и ребёнок, и взрослый. Известно, что малышу для жизни требуется специальный уход. Ему необходимо особое внимание родителей или других близких взрослых. Уход подразумевает не только своевременное кормление и гигиенические процедуры. Ребёнок нуждается в касаниях, улыбках, тёплых взглядах и общении.

В первые несколько лет ребёнок множество раз проходит через цикл, отвечающий за формирование здоровой привязанности. Выглядит он следующим образом. У малыша возникает потребность, из-за чего ребёнок начинает плакать. Любящая мама подходит и делает всё возможное, чтобы успокоить. Таким образом, она удовлетворяет желания малыша. Данный цикл повторяется множество раз, что формирует доверие ко всему окружающему. Подобные взаимоотношения выступают в качестве основы для будущего развития.

На втором году жизни данный цикл должен выглядеть немного иначе. Сначала у ребёнка формируется потребность, но взрослый ограничивает его, говоря «нет». Дети в этом случае могут прислушаться либо оспаривать решение, после чего родитель реагирует на поведение. Данный цикл направлен на то, чтобы ребёнок начал принимать имеющиеся ограничения. Именно в этот период дети постепенно начинают доверять и управлять собственными чувствами. На данном этапе закладывается уверенность в себе, и появляется совесть. Ребёнок начинает сочувствовать и мыслит логично. Нарушения в любом из указанных циклов отрицательно влияют на дальнейшее развитие.

Негативные последствия

Испуганный ребёнок выглядывает из-за стены

Под нарушением привязанности подразумевается серьёзное расстройство психики. Оно возникает, когда люди в детстве были заброшены, сталкивались с жестокостью или негативным отношением взрослых. Расстройство может развиться из-за различных факторов. Основными из них являются:

  1. получение серьёзной травмы;
  2. ребёнок был рождён преждевременно;
  3. было оказано токсичное воздействие наркотиков/спиртного при нахождении в утробе матери;
  4. мама страдала от послеродовой депрессии;
  5. беременность была незапланированной и нежелательной;
  6. ребёнок подвергался насилию и жестокости;
  7. в раннем возрасте произошла разлука с биологической мамой;
  8. часто менялись опекуны;
  9. малыш был госпитализирован даже на короткое время.

Нарушиться привязанность может и у новорожденных. Заброшенность или жестокость приводит к формированию вывода, что мир опасен и жесток. Когда цикл был прерван при возникновении потребности у ребёнка, родитель не удовлетворяет их. Следовательно, доверие не появляется, а возникает гнев, который сохраняется в подсознании. Своеобразный «сбой» наблюдается на стадии реакции родителя.

Ребёнок решает, что его не хотят и не могут защитить, что он не может никому доверять. Малыш желает максимально контролировать происходящее вокруг. Это стремление может присутствовать на протяжении всей жизни.

Безусловно, нарушение привязанности не во всех случаях столь негативно отражается на жизни. Расстройство может быть интенсивно либо слабо выражено. Нарушение подразделяется на несколько типов:

  1. Негативная привязанность, развивающаяся из-за пренебрежения родителей либо чрезмерной опеки. В таких условиях дети пытаются цепляться за любое внимание, включая негативное.
  2. Амбивалентная привязанность, обусловленная непоследовательностью и истеричностью родителей. Ребёнок показывает двойственное отношение ко взрослому: может ластиться, избегать или грубить. Перепады наблюдаются часто, компромиссы отсутствуют.
  3. Избегающая привязанность, возникающая при болезненном разрыве с родителями. Ребёнок в этом случае замкнутый и угрюмый, не доверяет людям.
  4. Дезорганизованная привязанность, развивающаяся на фоне жестокого обращения и насилия. Этот тип является самым сложным с точки зрения коррекции.

Признаки нарушений

Девочка у окна

Можно выделить ряд симптомов у детей, указывающих на отсутствие привязанности. К этим признакам относится следующее:

  1. Поверхностная обаятельность. Ребёнок проявляет ласку лишь при желании что-то получить.
  2. Ласковость и привязчивость в отношении чужих людей, даже вовсе незнакомых.
  3. Не привязывается и не доверяет родным или приёмным родителям.
  4. Общаясь с родителями, ребёнок не смотрит им в глаза, за исключением ситуаций, когда врёт.
  5. Пытается манипулировать людьми, желает контролировать всё вокруг.
  6. Нарушает порядок, не следует правилам.
  7. Присутствуют вспышки гнева и истерики.
  8. Повышенная заинтересованность к оккультным темам.
  9. Проявляется жестокость к животным, агрессивность к людям.
  10. Выявляется склонность к членовредительству.
  11. Ребёнок часто лжёт, ворует и притворяется.
  12. Отсутствует ответственность за свои поступки, перекладывает её на других.
  13. Повышенная импульсивность, отсутствие самоконтроля.
  14. Наблюдаются резкие перепады настроения.
  15. Не осознаёт, что определенные действия могут привести к положительному или отрицательному результату.
  16. Имеет странные пищевые привычки (запасает еду, прожорлив, отсутствует аппетит и другое).
  17. Страдает от энуреза или энкопреза.
  18. Не имеет друзей или их очень мало.
  19. Ребёнок учится плохо.
  20. Часто задаёт вопросы, не имеющие смысла, и много разговаривает.
  21. Пытается всегда преувеличить свою значимость.
  22. Ощущает себя жертвой, а в других видит опасность.

Определенные ученые дополняют данный список другими симптомами, среди которых:

  1. сексуальное поведение, не свойственное возрасту;
  2. требовательность и «прилипчивость»;
  3. нарушение режима сна;
  4. гиперактивность, повышенная бдительность;
  5. задержка либо нарушение развития речи;
  6. подвергается издевательству со стороны сверстников.

Как исправить ситуацию?

Семья идёт по луже

Лишь в полноценной семье формируется эмоциональная привязанность. Здесь ребёнок находится в контакте с близкими взрослыми. Именно любовь и забота позволяют чувствовать себя защищённым.

Если у ребёнка уже был положительный опыт, но он неожиданно потерял родного человека, устранить перерыв можно с помощью замены фигуры привязанности. Учтите, что приют либо детские дома, как правило, только усугубляют положение.

Бывают случаи, когда у ребёнка не было какого-либо опыта. К примеру, он рос и воспитывался без заботливого взрослого. Отсутствие привязанности тормозит развитие, поскольку внимание преимущественно уделяется контролю и борьбе с окружающими. Не хватает времени и сил для саморазвития и радости.

Дети из детдома, не испытывающие ранее привязанность к кому-либо, создают напряженную атмосферу в приёмной семье. Подобная обстановка вызывает у взрослых чувство вины и раздражение, что в последствии приводит к возникновению желания вернуть ребёнка в детский дом.

Чтобы помочь малышу в приёмной семье, новым родителям нужно не только понимать, из-за чего возникли нарушения. Важно овладеть специальными приёмами. Обратите внимание на следующие моменты:

  1. Позаботьтесь, в первую очередь, о себе.
  2. Не стоит ждать проблем, пытайтесь предотвратить их.
  3. Нужна командная игра. Не позволяйте приемному ребёнку манипулировать Вами.
  4. Создайте максимально безопасную обстановку в доме.
  5. Создайте «естественные последствия», что поможет детям извлечь урок из своих поступков. При их возникновении, сочувствуйте ребёнку.
  6. Не нужно проявлять агрессию и саркастично общаться с ребёнком. Будьте доброжелательны.
  7. Поощряйте выражение отрицательных чувств посредством речи, а не агрессии.
  8. Ограничьте просмотр телевизора.
  9. Предлагайте ребёнку исключительно варианты, которые будут оптимальны для Вас.
  10. Действуйте последовательно.
  11. Старайтесь не спорить.
  12. Здраво оценивайте возможности ребёнка.
  13. Не забывайте о чувстве юмора.

Для возникновения привязанности в приёмной семье нужен особый настрой, стойкость и силы. Основной целью новых родителей является создание условий, в которых ребёнок будет чувствовать себя комфортно и сможет исцелиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.