Психология личности: основные направления и теории

Силуэт головы

Психология некоторым общепринятым понятиям и терминам дает свое пояснение, позволяющее более глубоко и тонко исследовать их, определить сущность и индивидуальные особенности.

Личность – одно из наиболее сложных, основополагающих понятий, использующихся в философии, этике, социологи, юриспруденции и даже медицине.

Что такое личность?

Психология личности дает ей определение, как сформировавшейся и являющейся относительно устойчивой системой поведения для каждого отдельно взятого индивидуума. Выстраивается такая система, прежде всего, в рамках определения степени вовлеченности в социальную среду. Основа, стержень формирования личности – это самооценка, которую выстраивает индивид, сравнивая себя с другими людьми и оценивая их.

Процессом формирования личности, а также всем, что с этим взаимосвязано, люди интересовались с самых давних времен. Мало кто знает, что изначально, термином «личность» обозначалась обыкновенная маска актера, которую тот надевал во время представления.

Объединяя многие черты и качества под термином «личность», получаем определенный набор характеристик человека, отвечающих за его мышление, поведение, согласованность и последовательность проявления определенных чувств, эмоций и т.п.

В любом случае личность проявляется в качестве исполнителя определенных функций для определенного члена общества – социальной роли. Такая роль предусматривает четко проработанную программу последовательных действий человека при проявлении тех или иных обстоятельств.

Доказано, что личность формируется, приобретается индивидом в процессе его сосуществования в обществе, развития, выполнения тех или иных действий в системе общественных взаимоотношений.

Свойства личности

Для каждого отдельного человека личность – это абсолютно уникальный, присущий только ему набор определенных черт и особенностей, посредством которых происходит формирование индивидуальности. Такая индивидуальность имеет множество способов проявления: в чертах характера, темпераменте, привычках, интересах, развитых способностях, а также стиле деятельности.

С одной стороны, личность – это результат исторического развития человечества, общества в целом, а с другой – продукт общественных преобразований.

Темперамент

Особый интерес и повышенное внимание при исследовании индивидуально-типических показателей личности представляет такое понятие, как «темперамент». В классическом понимании – это особое интегральное образование, присущее каждому отдельно взятому индивиду. Это образование позволяет сформировать и охарактеризовать основные формальные и динамические аспекты, связанные с особенностями поведения личности.

Принято считать, что основоположником учения о темпераменте личности и всех его особенностях является проживавший еще в 5 веке до нашей эры великий мыслитель Гиппократ. Он, в силу особенностей развития общества на тот момент времени, предлагал определять качества человека по соотношению четырех основных жидкостей, присутствующих в организме каждого:

  1. Кровь
  2. Желтая желчь
  3. Лимфа
  4. Черная желчь

Ученый полагал, что именно соотношение всех эти четырех составляющих в организме каждого человека, позволяет оценивать общее состояние организма.

Двести лет спустя (2 в. до н. э.) Галеном была разработана первая в истории человечества типология, разделяющая людей по темпераменту. Гален предположил, что процентное соотношение указанных выше соков, жидкостей в организме, составляет основу хорошо известным всем людям сейчас типам темперамента:

  1. Сангвиник
  2. Холерик
  3. Меланхолик
  4. Флегматик

Современные психологи, ученые и иные специалисты, не готовы предоставить обществу единое, четко сформированное мнение о том, какова сущность данной стороны психики. Не выработан единый подход и к такому важному вопросу, как роль и место, которое темперамент занимает при формировании структуры личности и ее повседневной жизнедеятельности.

Некоторые специалисты выработали свою индивидуальную концепцию, позволяющую определять темперамент человека, не опираясь только на свойства психики и вышеуказанных составляющих. Предлагается выстроить теорию на основе исследования темперамента как особого механизма, влияющего на отдельные поведенческие признаки человека и его характер в целом. Так, например, известный специалист Я. Стреляу дает определение темпераменту как «совокупности различных характеристик поведения (формальных и обладающих относительной устойчивостью), которые проявляются на поведенческом уровне в качестве высвобождающейся энергии, а также в определенных временных параметрах такого реагирования».

Принято считать, что сам по себе темперамент обуславливается сочетанием и совместно-раздельном функционировании достаточно сложных, многогранных физиологических механизмов, непосредственно влияющих на те или иные способы реагирования. Все это происходит в двух главных измерениях:

  1. Энергетический уровень, определяется силой проявившейся реакции.
  2. Временная поведенческая характеристика, указывающая на скорость действия в определенных условиях.

Темперамент является относительно устойчивой величиной с характерной особенностью оказывать воздействие на скорость и качество возникновения и прохождения психических и психомоторных явлений. Они могут протекать:

  • труднее или легче;
  • медленнее либо быстрее;
  • сильнее или слабее.

Наш ученый с мировым именем И. П. Павлов, высказывал мнение, что именно темпераменты являются основополагающими чертами, позволяющими определять индивидуальные особенности поведения людей в той или иной складывающейся обстановке. Благодаря утвердившейся теории принято считать, что всего существует четыре основных темперамента: флегматический, сангвинический, холерический и меланхолический.

Рассмотрим их основные черты. Знание основных типов темперамента позволяет подготовленным специалистам правильно подбирать, определять и соотносить возможности каждого отдельно взятого работника или служащего применительно к требованиям, которые предъявляются к данной профессии. Кроме того, умение распознавать темпераменты подчиненных, позволяет руководителю боле успешно и эффективно управлять коллективом, выбирать оптимальные формы и методы общения, добиваясь лучших результатов в работе.

Флегматик

Главная отличительная черта характера такого человека – ровное поведение, которое не меняется в зависимости от сложности, скорости развития и изменения окружающей действительности. Такой человек никогда не принимает скоропалительных решений, все тщательно и скрупулезно просчитывает. Флегматики не способны быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и немедленно включаться в работу на новом направлении. Они малоактивны и достаточно долго проходят адаптацию, привыкая к новым, изменившимся условиям. Чтобы побудить человека с таким темпераментом к каким-либо действиям, должно произойти нечто: мощный внешний толчок, как минимум! При этом флегматики обладают такими ценными чертами характера, как терпение и высокое самообладание. Речь у данной категории людей слабовыраженная, спокойная, практически без эмоций.

Сангвиник

Людям данного типа свойственны жизнерадостность и веселый нрав. Они легко и быстро сходятся с другими людьми, а при необходимости также легко и быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. Что не терпят сангвиники – это рутинности, однообразия в работе. Равно, как и в самой жизни. Такой человек легко и просто способен контролировать свои эмоции, а в новой обстановке он чувствует себя уверенно и комфортно. Налаживание отношений с людьми, в том числе – новыми знакомыми – проще простого! Речь у сангвиников хорошо поставлена, выражена, достаточно быстра и отчетлива. При необходимости, слова и фразы сопровождаются жестами и мимикой, достаточно убедительными и выразительными.

Холерик

Важнейшая отличительная черта, свойственная людям холерического типа темперамента – повышенная деловая активность, запредельная работоспособность. Энергия, как правило, бьет через край, заставляя окружающих восторженно (а иногда и настороженно) наблюдать за поведением такого человека.

Если потребуется, холерик будет работать в течение длительного времени, фактически «запоем», решая те или иные задачи с максимальным напряжением эмоциональных, психологических и физических усилий, не чувствуя голода и усталости. Результат – любые, самые сложные и невыполнимые задачи для людей с другим типом темперамента, решаются уверенно, достаточно быстро и на высоком качественном уровне.

Вместе с тем, достаточно часто, после такого бурного всплеска энергии и сил, наблюдается упадок, состояние депрессии. Настроение у холериков крайне неустойчивое, а психика достаточно ранимая. Порой простой, самый незначительный повод, может стать причиной изменения настроения. Характерные черты холериков – вспыльчивость и повышенное самолюбие. А еще эти люди удивительно прямолинейны. Что касается речи, узнать человека холерического темперамента поможет быстрота, скорость произношения слов, а также постоянно колеблющаяся интонация.

Меланхолик

Распознать человека меланхоличного типа темперамента несложно. Они характеризуются повышенной впечатлительностью и эмоциональностью, порой – явно излишней. Такие люди отзывчивы к проблемам других, чрезвычайно ранимы. Приспосабливание к переменам в жизни протекает достаточно медленно, пассивно, с большим трудом. То же самое касается и смены обстановки. При возникновении сложной, порой экстремальной жизненной ситуации, меланхолик быстро впадает в уныние, депрессию. Тоскливое или паническое состояние человека является преобладающим, здесь у меланхолика нет конкурентов. Но есть и выраженное преимущество, а именно: великолепно развитый рефлекс «природной осторожности». Они на интуитивном уровне чувствуют ту или иную опасность и знают, как отреагировать. Но есть и минусы в такой осторожности, а именно: повышенная стеснительность, осторожность, а еще боязливость и неумение принимать решения.

Характер

Является одним из важнейших показателей индивидуально-психологических качеств. Интересен перевод этого заимствованного слова с греческого, где оно означает «чеканку» или «отпечаток». Психологи под данным термином подразумевают наличие и совокупность ряда психических свойств индивидуально-психического плана. Эти свойства в том или ином наборе проявляются у человека (личности) в типовых условиях окружающей обстановки, а также выражаются в определенных способах поведения при возникновении подобных или близких условиях.

Формирование характера представляет собой длительный процесс, протекающий в условиях осуществления человеком активно-полезной, трудовой, общественной, а также иной деятельности. Все самые важные, основополагающие черты проявляются в отношении личности к:

  • возложенным общественным обязанностям;
  • долгу по отношению к стране, обществу, родным и близким;
  • окружающим людям;
  • самому себе.

В каждом отдельном случае происходит выработка таких важных черт характера, как добросовестное отношение к труду, своим обязанностям, настойчивость при выполнении поставленных задач и бережливое отношение к имуществу. Если обратить внимание на противоположные черты характера, то это: пассивность, расточительство, небрежность и безответственность.

То, как человек относится к труду, является основополагающим при формировании его личности и характера, в частности. Во взаимоотношениях с другими людьми вырабатывается вежливость и доброжелательность, а по отношению к самому себе – умение правильно производить самооценку, критически смотреть со стороны, отмечая не только положительные моменты, но и недостатки.

Способности (талант)

Способности – это одна из характерных черт, граней, присущих личности. Если природные данные находятся на достаточно высоком уровне, то человек может рассчитывать на определенный успех в выбранном виде деятельности. А умение использовать весь комплект способностей, позволяет решать множество проблем, вовлекая в активную трудовую деятельность окружающих.

Помимо врожденных способностей, есть еще и такие, которые человек выработал в процессе активной трудовой деятельности. Специалисты выделяют две основные группы способностей – общие и специальные. Комбинация тех и других обеспечивает максимальное приближение человека к таланту.

Мотивация

Зачастую она формируется под реализацию тех или иных человеческих потребностей. Они подразделяются на две основные группы:

  1. Базовые. В основном, это принадлежность к естественным физиологическим процессам, безопасности, любви, самоуважению.
  2. Метапотребности. Они одинаковы по силе и легко могут взаимозаменяться.

Ну а продвижение человека вверх по любому из выбранных направлений, позволяет говорить о том, что мотивация выстроена верно.

Психодинамическое направление в теории личности

Учение о личности по Фрейду

В середине 19-го столетия Фрейд взял на себя смелость сравнить центр психической жизни человека с айсбергом, у которого лишь ничтожно малая часть находится на поверхности, а все остальное скрыто в морских глубинах.

Ученый предложил интересную теорию, позволяющую рассматривать психику личности, как поле брани, на котором сошлись:

  • непримиримые силы инстинкта;
  • рассудок;
  • сознание.

В соответствии с учением Фрейда можно сказать, что не только сами поступки людей зачастую иррациональны, но и само значение и причины поведения. Все это очень редко поддается осмыслению.

Психология А. Адлера

Один из многочисленных способов, направленных на попытку расширить теорию Фрейда. Основное отличие Адлера, которое он отстаивал, заключалось в существовании бессознательного функционирования целесообразности. И это понятие отнюдь не является тождественным рациональности.

Психология К. Юнга

Аналитическая психология Юнга была построена на изучении динамических влечений, которые неосознанно влияют на поведение человека, а также на накопленный за годы жизни опыт. Психолог был убежден в том, что содержание бессознательного, это не что иное, как подавление агрессивных и сексуальных побуждений и даже больше того! Специалистом был введен термин, который получил название аналитическая психология, которая отправляла исследователей человеческих душ в глубокие корни истории.

Бихевиоральное направление в теории личности

Бихевиоризм Уотсона

Это учение стало продолжением развития философской школы периода 16 века, получившей название «Британский Эмпиризм». Суть этого направления заключается в том, что все люди получают знания и идеи эмпирически – посредством органов чувств, а также в результате полученного жизненного опыта. Изначально, человеческий разум представляет собой чистую доску, на которую постепенно наносятся те или иные отпечатки.Сторонники этого течения также полагают, что наблюдение позволяет сформировать более прочную основу для знаний, чем мышление.

Основные положения теории Скиннера

Профессор Гарвардского университета разработал теорию оперантного научения, а все теории он считал психологически умозрительными. То есть – основанными на предположении. Скинер полагал, что человеческий организм представляет собой, так называемый, «черный ящик», внутри которого находятся эмоции, мотивы, влечения и т.п. Все это объективно измерить невозможно.

Социально-когнитивное и когнитивное направление

Социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры

Персонология, после становления бихевиоризма выдвинула предположение о том, что поведение человека будет регулироваться сложной системой взаимодействия между различными внутренними явлениям, а также – факторами окружения. Бандура определил, что функции личности разделены в повседневности по трем основным направлениям, с учетом следующих факторов:

  • Поведенческих
  • Когнитивных
  • Средовых

Теория социального научения Джулиана Роттера

Д. Роттер последовательно продолжал учение Бандуры, активно развивая его. При описании социально-когнитивной теории была описана модель взаимной причинности поведения, где люди являются одновременно продуктом и производителем собственного окружения.

Ученый сосредоточил свое внимание на том, как люди обучаются поведению в социальном контексте. А поведение, по мнению специалиста, определяется уникальной, присущей исключительно человеку, способностью думать и предвидеть различные исходы.

Когнитивная теория личности Джорджа Келли

Основной упор Келли сделал на исследовании влияния интеллектуальных и мыслительных процессов на поведенческие изменения личности. Специалист полагал, что каждый отдельно взятый человек — это, по своей сути, исследователь, который стремится понять, осмысливать и предвидеть мир, осуществляя контроль за личными переживаниями. Все это позволяет выстроить четкую и понятную схему взаимоотношений с окружающей действительностью.

Диспозиционные теории личности

Диспозициональная теория личности Гордона Олпорта

Основа диспозиционной теории по Олпорту лежит в спектре двух основных идей. Первая заключается в наделении людей максимальным набором всевозможных предрасположенностей, в соответствии с которыми они реагируют на те или иные изменения в окружающей обстановке. Вторая идея – это утверждение в том, что нет в мире двух людей, которые могли бы в точности быть похожи один на другого. Каждому индивиду свойственны свои, персональные черты личности.

Рэймонд Кеттел: структурная теория личности

Данный специалист предложил иное, нежели Олпорт, направление изучения черт личности. Был применен статистический метод, получивший известность под названием «факторный анализ». Его сторонники полагают, что все основополагающие аспекты личности являются общими для всех людей. Это универсальный набор, на основе которого формируется в дальнейшем структура.

В результате проведенных Кеттелом исследований были изучены и раскрыты многие основные черты личности и сделан следующий вывод:

Личность – это не что иное, как способ подсказать поведение человека в конкретной ситуации.

Ганс Айзенк: теория типов личности

Данная теория базируется на трех суперчертах, которые получили название типов. Иерархическая организация предусматривает формирование следующей структуры:

  • общий уровень – это типы;
  • чуть выше – черты;
  • ниже расположены привычные реакции;
  • в самом низу находятся специфические реакции.

Гуманистическое направление в теории личности

Теория самоактуализации А. Маслоу

Такой термин, как «гуманистическая психология» был введен в обиход группой специалистов, работавших над проблемой в период 1960-х годов. Данное направление развивалось как психология третьей силы. Она предполагает трактовку человеческой природы диаметрально противоположной той, что была общепринята в самых широких кругах исследователей человеческих душ.

Сторонники Маслоу предлагают придерживаться следующих основополагающих, по их мнению, принципов:

  • Человек – существо мыслящее, свободно выбирающее способ действия.
  • Каждый индивид находится в постоянном развитии.
  • Каждый человек сам выбирает, как прожить свою жизнь.
  • Бытие каждого отдельно взятого человека уникально и неповторимо.

Гуманистическая психология К. Роджерса

Роджерс продолжил развивать теорию личности и в результате проделанной работы были сделаны соответствующие выводы:

  • Каждый человек конструктивен, его сущность реалистична и направлена на постоянное развитие.
  • Каждый человек – это позитивное, нацеленное на гармонию существо.
  • Развитие каждого человека осуществляется на основе врожденных возможностей.
  • У каждого отдельно взятого человека выражено естественное стремление к движению по направлению к независимости и социальной ответственности. Все это – на основе творчества и зрелого подхода к самой жизни!

Литература

  1. С. Н. Мельник. Психология личности — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. — 96 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.