Адаптация и дезадаптация в психологии

Силуэты людей: человек стоит в стороне от группы

Адаптация и дезадаптация – две стороны единого процесса социализации индивида, который на протяжении жизни постоянно сталкивается с различными ситуациями, где нужно либо приспособиться (и проявить «психологическую гибкость»), либо прореагировать иначе, вплоть до деструкции собственной морально-нравственной сферы.

На самом деле человек не является и никогда не будет полностью социально адаптированным. Дезадаптацию можно рассматривать, как защитную реакцию, а в некоторых случаях – практически единственную возможность сохранить собственное «Я». Например, ребенок еще в утробе матери находится в состоянии пренатальной войны, а его совсем не радостный первый крик – свидетельство дезадаптации, возможность заявить о себе, получить питание, внимание, заботу. Поэтому правильнее, рассматривая вопросы социальной адаптации, начинать с изучения дезадаптации, ведь сначала происходит влияние стрессовых факторов, а затем уже осуществляется определенная работа на психофизическом уровне, результат которой зависит от разрушительной экстремальности жизнедеятельности.

Извилистый путь адаптации

Психологи-теоретики заняты разработкой концепций адаптации узкой направленности, например, адаптацией ребенка в школьном коллективе. Востребованы, изучаются и проходят апробацию рекомендации по адаптации призывников на воинской службе, большое внимание уделяется профессиональной адаптации в новом коллективе, но очень мало работ, посвященных глубинному анализу фундаментального процесса в целом без привязки к возрасту и учебному процессу, социальному слою или какой-либо деятельности. Меж тем, адаптация в психологии, весь процесс от дезадаптации до реадаптации, — это фундамент успешной психологической терапии: от того, насколько правильно определит психотерапевт «фазу» процесса, зависит эффективность коррекции.

Процесс развития социальной дезадаптации

Дезадаптация первична, это точка отчета, от которой нужно отталкиваться для всестороннего понимания проблемы. Поскольку человек не живет и не развивается вне общества, весь процесс всегда носит социальную окраску. И даже в случаях с многочисленными Маугли, воспитанными животными, всегда присутствует социализация, пусть там ребенок социализируется внутри стаи.

Кажется, в жизни все хорошо, но вот происходит какое-то событие, индивид испытывает стресс, запуская «качели дезадаптация-адаптация». На развитие социальной дезадаптации влияют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам относятся критические изменения биосоциальной среды:

  1. Преимущественно биологические, личные и глобальные (болезни (вспоминаем о карантине и его травмирующих психику последствиях), травмы, ранения, перемена климата и др.);
  2. Преимущественно социальные (смена учебно-воспитательного заведения (детский сад, школа, внешкольное образование), увольнение, длительная командировка, смена работы, эмиграция, призыв в армию, создание семьи, рождение ребенка и др.).

Внутренние факторы – это трансформация внутреннего мира личности, возрастные, с упором на телесность (старение, гормональная буря в подростковый период и др.), и социальные (акцент на духовность, личностное развитие) факторы.

Главное, что здесь нужно запомнить: социальная дезадаптация всегда развивается под внешним влиянием, но ее может и не быть, если присутствуют только внутренние факторы. Например, мужчина лет 40 с ощущением «дня Сурка», когда все повторяется по раз заведенному плану. Внутренняя неудовлетворенность, скука не перерастет в дезадаптацию, если вокруг него не произойдет какого-то внешнего события. Ему не к чему приспосабливаться, вокруг все хорошо, поэтому помощь в психологическом плане – мероприятия по вытягиванию индивида из «кризиса среднего возраста» или (с учетом последних веяний, когда 35 лет стали считать возрастом молодости) «терапия взросления и личностного роста», но это никак не комплекс действий по социальной адаптации.

Дезадаптация и десоциализация

Если придерживаться канонов психологии, как науки, следует разделять понятия дезадаптации и десоциализации:

  • Дезадаптация – расстройство работы организма на физическом и психическом уровнях;
  • Десоциализация – нарушение социальной ориентированности личности.

Однако существует и другой подход, когда эти понятия не разделяют и рассматривают дезадаптацию в социуме, как проявление десоциализации, но с психосоматическими расстройствами.

Фактически оба процесса есть отрицательная составляющая адаптации: приспосабливаясь (а в нашем случае – социализируясь) так или иначе индивиду придется пройти через некоторый дискомфорт (в лучшем случае). Здесь важно отметить, что десоциализация не всегда сопровождает процесс дезадаптации. Если созданы хорошие биологические условия для реадаптации, десоциализации может и не быть. Например, глобальный локдаун 2020 года (внешний фактор) стал причиной дезадаптации, но десоциализация затронула только отдельные группы населения (взрослые работают, школьники сидят дома на карантине). Точно так же, если десоциализация возникла под влиянием внутренних факторов, дезадаптации может не быть, когда грамотно организован корректирующий процесс в период кризиса (психотерапевтические группы, дозированные физические нагрузки, арт-терапия – получены компенсационные позитивные эмоции).

Адаптация: то, к чему нужно двигаться

В СССР под адаптацией (в социальном смысле) понималась полная производственная адаптация. Научные работы того времени, безусловно, были весьма плодотворными, а также практичными с позиции формирования «счастливого советского труженика». Например, в диссертации (1976 г.) Е. В. Таранов, изучая процесс «вливания в коллектив» молодого рабочего, выводит определение адаптации, как многогранного процесса создания «устойчиво-позитивного отношения» не только к работе, но и к социально-культурной жизни и традициям производства (с партийными собраниями, лицемерным цитированием очередного съезда КПСС и полным отсутствием планирования карьерного роста). Конечно, работы были проведены в условиях определенной «идеальной среды», явно бросается в глаза стремление «угодить курсу Партии», но именно эти исследования стали фундаментом, на котором строится дальнейшее профильное развитие отдельных направлений психологии. Если откинуть постулат об адаптации, как позитивном принятии всего и вся, а также о непременном стремлении индивида к личностному росту и развитию, многие рекомендации можно и нужно использовать в практической работе.

В широком понимании адаптацию сегодня рассматривают, как взаимовлияние живых организмов и окружающей среды, когда особи ощущают себя наиболее комфортно (смотрите, например, учебники Крысько В. Г.). Адаптация, в узком его понимании, — наилучшее приспособление человека к жизни вообще и к деятельности в частности (хотя идеала не существует, поскольку потребности индивида и способы их удовлетворения – величина субъективная и безразмерная). Поэтому, исходя из определения, адаптация может быть:

  • Биофизиологической (выработка антител при попадании вируса в организм);
  • Социально-психологической (дружба).

Адаптация в социальном ракурсе – процесс взаимоотношения индивида с относительно малым коллективом (одноклассники, коллеги по работе), начиная с вхождения, усвоения определенных правил и заканчивая получением определенного иерархического статуса. Бывает:

  1. Внутренней, с изменением функциональной структуры личности;
  2. Внешней, без внутренних изменений, но поведенческой «подстройкой» под обстоятельства;
  3. Смешанной, когда адаптация затрагивает внутренний мир частично, а человек не до конца приспособился к окружению, не принял его ценности и нормы.

Интересно, что адаптация – обоюдный процесс: меняется не только новый участник под воздействием группы, но и среда трансформируется под влиянием действий новичка. Однако основной акцент практической адаптационной работы ставится на личность, нежели на коррекцию поведения всего коллектива.

Реадаптация

Реадаптация – ловушка на пути начинающего психолога: многие просто не видят разницы между этим понятием и дезадаптацией. Но очень важно чувствовать отличия, поскольку психотерапевтическая коррекция индивида в этом случае в корне отличается от терапии человека, испытывающего первичные адаптационные проблемы.

Жил себе человек, потом произошло нечто, что выкинуло его из рутинного течения жизни. Естественная реакция – дезадаптация с последующим приспособлением к изменениям. Здесь поменялась среда и продиктовала необходимость перемен. Другое дело, когда человека «выдернули» в другую среду, «заставили» адаптироваться, но потом появился шанс вернуться обратно. В этом случае начинается процесс реадаптации, когда не нужно учить новое, достаточно «вспомнить и немного откорректировать старое». Например, советские немцы, решившие уехать после развала СССР в Германию, прошли там весь путь адаптации к социуму (с большей или меньшей успешностью), а в 2021 году решили вернуться в Россию. В этом случае происходит реадаптация: пусть время не стоит на месте, произошли изменения, но людям многое понятно и знакомо (язык, традиции, культура) — обживание, срастание со средой происходит быстрее и комфортнее.

Адаптация и социализация

Адаптацию следует отличать от социализации, так же как и дезадаптацию от десоциализации. Понятия близки, но не тождественны:

  • Адаптация – уровень телесно-психический;
  • Социализация – установление внешних устойчивых связей.

Социальная адаптация начинается с эмоционального анализа ситуации. Как ни парадоксально, но здесь работает закон «не будь, как все»: паникеры гибнут первыми. И чем более экстремальными оказываются условия, тем меньшее количество людей способно хорошо адаптироваться.

Адаптированность

Конечное состояние процесса адаптации (мы почти у цели!) называют адаптированностью. Индивид чувствует себя уверенно, свободно, активно живет общественной жизнью, развивает внутренний мир, реализует свои желания.

Влияют на скорость наступления адаптированности множество факторов:

  • Образование;
  • Внушаемость;
  • Характер мотивации, ее интенсивность и др.

Одного, универсального фактора, не существует. Поэтому в психологии имеются различные классификации, где учитываются или отбрасываются разные факторы:

  • Социум – индивидуальные возможности;
  • Глобальные и региональные;
  • Производственные и личностные и т. п. (полный список можно найти в учебниках).

Причем даже в самой простой системе «внешнее – внутреннее» отобранные критерии у разных авторов могут быть различными. Например, И. А. Георгиева рассматривает профессиональную деятельность, как внешний фактор. Во внутренние попали психологические особенности индивида, его внутренние ценности, социально-демографические характеристики. У Т. Н. Вершининой разделение факторов иное: личностные характеристики (в том числе стаж и социальная деятельность признаются внутренними факторами), а внешние – все остальное (точнее, все, что касается работы и за ее пределами). Не будем забывать, что большинство исследований связано с адаптацией человека в профессии.

Гораздо реже встречается классификация «ведущие – временные факторы» (В. Э. Тамарин). Первые – постоянные, действуют всегда, вторые в конечном промежутке времени. Подвох здесь в том, что столь строгого разделения действия факторов по времени невозможно.

Делались попытки изучать влияние комбинированных факторов. Например, П. С. Кузнецов сначала формирует 7 групп в зависимости от возможности насыщения потребностей. Так в его классификации материальная группа охватывает характеристики, удовлетворяющие базовые потребности и исчезающие после получения, а коммуникативная группа относится к высшим потребностям (по Маслоу): общение всегда востребовано, приносит постоянное удовольствие (в теории).

Стоит отметить, что долгое время изучались исключительно внешние факторы, оставляя за кадром внутренний мир человека. Причина: понимание адаптации, как непременное и обязательное приспособление к внешнему воздействию, когда индивид не проявляет собственную волю, вынужден приспособиться (терпеть). Поэтому подобные теории не выдерживают проверки временем, применимы для частных случаев. Если без анализа ситуации рекомендовать список мероприятий по адаптации, выдернутый из контекста, — эффекта не будет.

Как измерить адаптацию?

Психолог, помогая человеку адаптироваться к ситуации, работает с одной областью, а не всей жизнью в целом. Объектами могут быть:

  • Взаимоотношения в семье;
  • Трудовая и учебная деятельность;
  • Сложная жизненная ситуация;
  • Социальная и политическая система и др.

Методы измерений адаптации, уже без привязки к профессиональной деятельности, были разработаны в начале XXI века в рамках исследования психодинамики личности (смотрите, к примеру, работы Сочивко Д. В., Пищелко А. В.). Исследуемый должен ответить на вопрос, где в качестве ответа предлагается выбрать один из нескольких вариантов. Тесты небольшие, по 3-4 вопроса на каждый аспект, но и здесь индивид может испытать затруднение при выборе. Экспериментатору важно объяснить, что выбирать нужно так, как «близко в данный момент».

Например, тест «Социальная адаптация», совместная разработка профессоров Пищелко А. В. и Сочивко Д. В., включает всего 4 вопроса с 3 вариантами ответов в каждом. По результатам с помощью ключа определяют, как ведет себя человек в коллективе среди знакомых и незнакомых людей. Тестируемый может оказаться:

  1. Конъюнктурщиком. Старается быть незаметным, но если его задевают – мобилизирует внутренние резервы, дает отпор;
  2. Ответственным. Адекватно оценивает окружение, готов к значительному напряжению ради социальных обязательств;
  3. Критическим. Плохо адаптируется в обычной ситуации, в критической задействует все резервы;
  4. Фарисеем. Не перенапрягается: здоровье и нервы на первом месте. В критических ситуациях забудет о связях и социальных обязательствах;
  5. Астеническим. Ради душевного спокойствия готов к любым нарушениям социальных связей;
  6. Мучеником. Озабочен социальным статусом, ради повышения готов идти на различные жертвы.

Следует напомнить, что тест – это срез состояния, основа для работы, но не приговор и «навешивание ярлыка».

П. С. Кузнецов предлагает опросный лист из 10 вопросов, определяющий потребности, степень их воплощения и перспективу с учетом демографии. Результаты выводятся в виде интегральных индексов, показывающих соответствие между уровнями потребности и ее удовлетворения:

  • Факторные (по отдельному фактору);
  • Совокупные (по совокупности);
  • Наличные (на момент измерения);
  • Перспективные (прогноз до 1,5 лет).

Затем составляется профиль адаптации, вычерчиваются графики и разрабатываются рекомендации.

Как видим, психология наработала практический инструмент для определения адаптации. Осталось лишь использовать его в работе.

Теория против практики

Многочисленные теории адаптационного процесса советского периода строятся на постулате всеобщего равенства и стремления непрерывно развиваться, чтобы затем внести свой вклад в развитие общества. При этом изредка появляются робкие попытки внести коррективы, направив теорию в другое русло. Так, Кряжева И. К. и Зотова О. И., рассматривая в работе аспекты адаптации (1979 г.), приходят к выводу, что процесс происходит на разных уровнях социалистического общества, а условия жизни – важные факторы успеха. Как подобное могли просмотреть цензоры СССР – остается загадкой, но подобное наблюдение / утверждение встречается в исследованиях процесса гораздо реже. Зато, как вариант адаптации, появляется межкультурная, когда большое внимание уделяется «диффузии» с новой культурой. Внутри у индивида отмечается «полнота жизни и удовлетворение», внешнее проявление успешного процесса: человек начинает активно участвовать в новой культурно-социальной жизни (смотрите работы Стефаненко Т. Г.). По наблюдениям Шпака Л. Л., адаптация при этом сопровождается «обменом возможностей».

Вы уже увидели слабые места подобной теории? В реальности все происходит иначе. Многочисленные беженцы, попадая в Европу, никак не хотят стать такими же, как коренные жители, заниматься личностным ростом, «впитывать наследие цивилизации». Им и так хорошо. Большинство не пытается стать частью культурной среды, достаточно просто получать деньги, но общаться они будут среди своих, попутно игнорируя все нормы морали и нравственности.

В теории, адаптация индивида к другой культуре – обязательно болезненный процесс, сопровождающийся «культурным шоком». Психическое потрясение настолько сильное потому, что может дать толчок пересмотреть собственную культуру и признать ее «ужасной». На самом деле, это очень однобокий вывод. Если индивид считает себя миссионером, приезжающим облагодетельствовать дикарей, — адаптация не будет болезненной (о какой культуре можно говорить в людях, живущих, по мнению приезжего, неправильно и отстало). Наоборот, он будет наслаждаться чувством своей исключительности, геройством и избранностью. В теории часто забывают о первичном внутреннем нежелании адаптироваться: вот просто взяли человека, как подопытную мышь, и он обязан впитать в себя все культурно-ценное.

Конечно, есть работы, где рассматриваются отношения между отдельными группами, выделяются категории последствий для развития общества, но это не адаптация человека, это адаптация группы. Почему же один выбирает стать своим, а другой отрицает все возможности? Данный вопрос, актуален в психологии и сегодня.

Заключение

Возможно, столь «революционный» взгляд на процесс и проблемы адаптации может кого-то шокировать (кстати, прогнозируемое действие дезадаптации), ведь целое поколение, а то и 2-3, привычно и безопасно пишет академические научные работы, где обязательно восхваляется существующий строй (или ругается – в зависимости от источника получения «гранта»). Индивид (и ученый в их числе) рассматривается, как безвольная марионетка, вынужденная приспосабливаться к внешним условиям. Может, поэтому в научной среде так много либералов (в плохом смысле), ругающих все хорошее: когда-то заставили себя лебезить и приседать в обмен на «сахарок», а теперь внутри клокочет задавленное чувство собственного достоинства. Бурный негатив после прочтения этого абзаца планируется и ожидаем, но это уже тема другой статьи, ведь данный процесс адаптации в научной среде требует отдельного пристального изучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.