Кризис 7 лет у детей. Краткое пособие для родителей

Девочка у окна

Кризис у ребенка 7 лет является непростым моментом для всех. Еще вчерашние детсадовцы вдруг становятся серьёзными школьниками. Количество обязанностей возрастает, происходит изменение режима дня, по-другому начинают относиться старшие. Не удивляет, что для детской психики все это становится потрясением.

Кто-то из родителей предпринимает попытки подавления кризиса. Другие же воспринимают его слишком спокойно. Но ни один из таких подходов нельзя назвать правильным. Надо прожить этот коллапс и определиться с правильным поведением, не травмирующим психику ребенка, и не допустить появления комплексов, которые разрушают личность.

Суть кризиса

Кризис 7 лет обусловлен тем, что в жизни ребенка заканчивается дошкольный период и начинается младший школьный. Многим родителям кажется, что они хорошо понимают то, что переживает их чадо: идет адаптация к учебе, создающая сложности.

В семь лет у ребенка не просто изменяется образ жизни. Начинается осознание своего социального «я», предпринимаются попытки установления наиболее тесных контактов с окружением, уходит наивное и непосредственное восприятие действительности. Теперь он воспринимает себя не просто как физически существующий человек, но и как человек со своими психическими особенностями, своим внутренним миром, отличающим его от других людей.

Подобные многообразные новые ощущения повергают ребенка в шоковое состояние. И в этих условиях еще нужно влиться в жизнь школы, реагируя на вызовы окружения.

В 7 лет у ребенка происходит формирование психологических новообразований, определяющих сущность этого кризиса. Они чётко прописаны в психологии и выражаются:

  • произвольностью;
  • осмыслением своих переживаний;
  • подчинением взаимных отношений определенным требованиям;
  • вступлением в наиболее широкую социальную общность

Из новообразований формируются основа кризиса 7 лет и причины проблем ребенка и окружающих его людей.

Ведущей деятельностью этого возраста является учебная деятельность, предполагающая, что ребенок осваивает обобщенные способы действий в системе научных понятий.

Выдающиеся психологи XX века Д. Б. Эльконин и Л. С. Выготский описывали в своих научных трудах особенности этого возрастного периода у детей, связанного с кризисом 7 лет.

Следуя теории Эльконина, учебная деятельность является трижды социальной:

  1. По содержанию (у ребенка происходит усвоение социокультурного опыта);
  2. По смыслу (значимость обучения и оцениваемость его обществом);
  3. По форме (регуляция посредством социальных правил и норм).

Выготским выделены черты, характеризующие кризис 7 лет:

  • у переживаний появляется смысл (когда ребенок сердится, он осознает, что сердится)
  • обобщаются переживания, появляется логика чувств (когда ситуация повторяется много раз, ребенок ее обобщает)

Самая явная черта данного кризиса, как считает Выготский, — начинающиеся различия между внутренней и внешней сторонами личности ребенка. В это период заканчивается формироваться воображение, образное мышление, внимание и произвольная память. Ребенком выстраивается система, позволяющая ему осознавать, что «хорошо», а что нет. В основе этой системы факторы внешней среды, свои внутренние чувства и взаимоотношения. Ребенок теперь отличает плохое от хорошего. Начинается формирование самооценки, ребенок воспринимает себя как личность не только среди членов своей семьи, но и в обществе.

Признаки

Родителям помогут знания о проявлениях возрастного кризиса, чтобы они могли убедиться, что он настал, и не приняли за признаки кризиса другие, контекстные личные трудности.

Симптомы:

  1. не хочет слушаться и не реагирует на просьбы, допускает своеволие;
  2. желает, чтобы его считали взрослым (не играет с младшими, пытается подражать старшим);
  3. проявляет упрямство и строптивость, демонстрирует капризы;
  4. обнаруживает болезненную реакцию при любой критике;
  5. демонстрирует негативное восприятие всего;
  6. резко меняет настроение;
  7. обнаруживает свои действия и слова (обзывает осознанно), открыто может выражать свой протест;
  8. позволяет себе обесценивание прежних идеалов: может сломать дорогую для себя игрушку, использует запрещенную лексику, проявляет жестокость и деспотичность.

Набор должен включать не меньше трех-четырех симптомов кризиса семилетнего возраста. Иначе они будут иллюстрировать не возрастной кризис, а лишь контекстный случай. К примеру, после тяжелого дня, переутомления и усталости ребенок может к вечеру стать капризным, отказываться ложиться спать в привычное время. Но это не признак того, что настал кризис семилетнего возраста.

Зачастую в 7 лет, когда родители неправильно относятся к этому жизненному этапу ребенка или ребенок не подготовлен к школьному этапу, у последнего может развиваться определенный симптомокомплекс. Если его своевременно не обнаружить, он впоследствии обернется многочисленными хлопотами.

В условиях наступившего кризиса поначалу появляется протест (против того, что изменились социальные роли, стало другим поведение родителей, пришли в жизнь новый режим, школа, учитель). Для страданий нужен выход, и они проявляются в протесте (ребенок не делает уроки, отказывается идти на занятия, не выполняет то, что требует учитель). Это выражается и в соматических проявлениях (подскакивает давление, появляется холодный пот, учащенно бьется сердце, снижается способность к работе, ослабляется внимание). Невротизация — конечный пункт в этой цепочке, с нею требуется посещение специалиста.

Сроки

Многие, ошибаясь, думают, что кризис 7 лет наступает, когда ребенку исполнилось 7 лет. Или когда он в первый раз отправляется учиться и начинает видеть суровую реальную действительность.

Девочка с рыжими волосами

Проявления кризиса происходят у шести-семилетних детей. Это обусловлено стремлением родителей позаботиться об их подготовленности к учебе загодя. В детсаду требования становятся более серьезными. Ребенок начинает посещать «школу будущего первоклассника» и не может не почувствовать, что предстоят изменения, и, если все это происходит неожиданно в его жизни, формирование психических новообразований может начаться еще до того, как дитя отправится в первый класс. Случается и так, что сложности осознаются детьми через промежуток времени. Кризис наступает тогда, когда детская психика к нему не подготовлена.

Кризис не может случиться в одночасье. Постепенно происходит нарастание трудностей, сходное с комом снега. Вначале сформируется одно новообразование и появится симптоматика, им обусловленная. Позже обнаружит себя второе и так далее.

По утверждениям специалистов-психологов длительность кризиса 7 лет равна шести-семи месяцам и обусловлена особенностями психики ребенка.

Краткие рекомендации психолога по поведению родителей в период кризиса 7 лет

Итак, время кризиса 7 лет настало, и как с этим быть? Однозначно ситуация не должна быть пущена на самотек с ожиданиями, что всё пройдет. Специалисты дают конкретные советы, как должны вести себя родители и педагоги, чтобы пережить кризис 7 лет вместе с ребенком без психологических травм и проявления конфликтов.

Что следует делать:

  1. Замена требований просьбами.
  2. Совместное следование новым правилам.
  3. Постепенная замена игр на учебную деятельность. Должно оставаться время для игр.
  4. Уважение выбора ребенка. Выслушивание его мнения. Аргументирование своих отказов. Предоставление хоть незначительной свободы.
  5. Обучение на своих ошибках (позвольте лечь позже, а утром, когда он почувствует себя нехорошо по причине недосыпания, обратите на это внимание).
  6. Достаточное время на помощь по выполнению домашних заданий.
  7. Совместное следование режиму дня.
  8. Обсуждение событий прошедшего дня, испытанных им эмоций, оценка поступков.
  9. Поддержание связи с учителем, совместное решение проблем.

10 запретов для родителей. Не допускайте:

  1. Повышения голоса;
  2. Критики учителя и других взрослых при ребенке;
  3. Нарушений правил, установленных для соблюдения;
  4. Обращений по любому поводу в поликлинику или на консультацию к психотерапевту;
  5. Отношения как к малышу. Поймите и примите самый первый этап взросления;
  6. Паники, самообвинений в том, что неправильно воспитываете;
  7. Физических наказаний;
  8. Ограничений общения с ровесниками;
  9. Сравнений с другими, критики — только мягкие (исключительно, когда рядом нет посторонних!) указания на ошибки;
  10. Игнорирования школьных проблем (идет ли речь об успеваемости или конфликтах в классе);

Если кризис 7 лет превращается в настоящую катастрофу, у родителей может возникнуть необходимость в помощи педагогов. Важно поставить их в известность о существовании проблемы. Они окажут ребенку помощь в адаптации, организуют индивидуальную работу с ним. Педагог задумается о необходимости большего внимания для ребенка, изменении требований.

Гендерные различия

Кризис 7 лет неодинаково воспринимают девочки и мальчики. Об этом обязательно должны знать родители для корректирования своей поддержки в этот особенный период. Детьми этого возраста уже осознаются гендерные особенности, и это отражается в их поведении.

Последствия

Если кризис 7 лет благополучно пройден, благодаря этому начнут формироваться положительные паттерны поведения и психические новообразования:

  • ребенок станет серьезно, со всей ответственностью относиться к учебе;
  • обогатится его эмоциональная палитра;
  • осознает социальные роли;
  • появятся увлечения.

Если кризис 7 лет осложняют незнание родителей, конфликтные ситуации в классе, внутрисемейные сложности, это может негативно отразиться на психическом состоянии ребенка и обернуться отрицательными последствиями. Ребенок:

  • потеряет интерес к учебе;
  • будет обостренно воспринимать критику;
  • будет иметь низкую самооценку;
  • разовьются комплексы;
  • станет агрессивным, в поведении появятся проявления жестокости;
  • дезадаптируется в социальной среде и в учебном заведении;
  • потеряет доверие и близость с родными и близкими.

Кризис 7 лет у детей считается явлением обычным на этом возрастном этапе. Однако это не означает, что взрослые должны перетерпеть, не предпринимать никаких действий. Из-за спокойствия родителей впоследствии появятся серьезные проблемы. Недостаточное внимание родителей, отчужденное отношение педагогов способствуют формированию у детей таких паттернов поведения и комплексов, с которыми впоследствии бороться придется психологам. Поэтому необходимо понимать, как помочь начинающему школьнику в преодолении всех трудностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.