Эрих Фромм: биография и взгляды самого философа

Эрих Фромм в 1974 году
Эрих Фромм в 1974 году. Автор: Müller-May, лицензия: CC BY-SA 3.0 (DE)

Немецкий философ Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне. Став одним из фундаментальных основоположников неофрейдизма, он также занимался вопросами социальной психологии и психоанализом.

Биографические штрихи

Эрих Зелигманн Фромм был единственным ребенком в ортодоксальной иудейской семье. Мать Фромма – дочь прусского раввина, эмигрировавшего из Познани в Германскую империю. Его отец, также являвшийся сыном и внуком раввинов, стремился сохранять еврейские верования и культуру внутри семьи, торговал книгами. Юный Эрих учился в типичной национальной школе, изучал религиозные догмы. В учреждении преподавали как общие, так и предметы, связанные с религией, изучением священных книг. В ранние годы Эрих мечтал изучать иудаизм и посвятить ему большую часть своей жизни. Взгляды Фромма на мир не соответствовали обществу капиталистических дельцов, к которым многие причисляют евреев.

В своих работах мыслитель постепенно уходил от иудейских традиций, расширяя собственные интересы. Еще в юности Фромм изучает Талмуд и осознает, что история человечества началась в момент непослушания, когда людям удалось освободиться и научиться мыслить интеллектуально. Что касается священного писания, Эрих Фромм воодушевлялся некоторыми текстами оттуда – об Аврааме, Адаме и Еве, пророке Ионе.

В 1918 году Фромм поступил во Франкфуртский университет и отучился там два семестра, постигая азы социального права. После этого он продолжил обучение в Гейдельбергском университете им. Рупрехта и Карла, где изучал социологию, философию, а также психологию. В 1922 году Эрих получает статус доктора наук под кураторством Альфреда Вебера. В 1925 Фромм завершил обязательную психоаналитическую подготовку в Берлине и начал вести частную практику, которая продолжалась на протяжении 35 лет. С 1929 по 1932 Эрих Фромм работал в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне.

На его деятельность и карьеру значительное влияние оказала психоаналитик Фрида Райхман, которая была старше философа на десять лет. Сначала их отношения были сугубо приятельскими, затем она стала его аналитиком, позже — супругой. Через четыре года после заключения брака они расстались. Фрида сохранила двойную фамилию, что значительно поспособствовало ее карьере. Официальный развод ученых состоялся в 1940 году на территории Соединенных Штатов Америки.

В самом начале научной карьеры Эрих Фромм проявил значительный интерес к психоанализу, придерживался классического фрейдизма. Он активно анализировал учения австрийского психиатра. Постепенно теории Фрейда стали меньше интересовать Фромма, а вскоре он стал одним из ярых критиков основ психоанализа.

В 1932 году Фромм исследует неосознаваемую мотивацию и особенности действий больших социальных групп. В результате этой работы он приходит к выводу, что народные массы станут ярыми приверженцами нарождающегося фашизма и сбегут от собственной личностной свободы. Став пророком, уже в 1933 году он переезжает в Швейцарию, после чего перебирается в Соединенные Штаты.

В 1934 Эрих Фромм начинает жить и работать на территории США, где в 1941 году выпускает книгу «Бегство от свободы». Она сделала его популярным в Америке и врагом в Германии. В Соединенных Штатах, а позже в Мексике, философ занимается педагогической деятельностью, клинической психологией, пишет ряд своих знаменитых работ. Мыслитель становится основателем неофрейдизма, который переносил акценты с биологии человека на внутреннюю психологию и влияние общества. Кроме того, Эрих Фромм стремится переосмыслить фрейдизм вместе с марксизмом.

На североамериканском континенте философ преподает в университете Колумбии. Всегда писавший на немецком языке, он переходит на английский. В США Фромм ведет активную преподавательскую деятельность, помогает сформировать Нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии в 1943 году, а в 1946 становится сооснователем Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта. В 1950 философ переезжает в Латинскую Америку (Мехико), где проживает более 15 лет, работает лектором в Национальном университете Мексики. Он исследует социальные проекты, критикует капиталистическую систему. Вскоре Фромм становится членом Социалистической партии Соединенных Штатов. Все сильнее философ внедряется в политическую деятельность, участвует в протестах, проводит тематические выступления. С 1957 по 1961 год Фромм работает в Мичигане, а после в Нью-Йорке. В 1974 году он переезжает в Муральто, где переносит несколько инфарктов. В 1980 году великий немецкий социолог, психолог и философ скончался.

Социальная философия Фромма

По мнению Фромма, понять природу человека во всей целостности невозможно, используя лишь психоанализ, необходимо учитывать также социальные факторы. Мыслитель отмечал, что переживания людей зачастую становятся следствием окружающей культуры. Он настаивал, что внутренние ценности человека определяют его психологическое здоровье.

Фромм считал, что невроз – это следствие морального падения личности, он может развиваться на фоне неразрешенных внутренних конфликтов и стремления к освобождению. Философ отмечал, что человек сегодня не работает над собой, ему безразлично его моральное положение. Именно поэтому психоанализ должен направлять личность внутрь, определять ее место в обществе, заставлять решать накопленные нравственные проблемы. Подобная работа над собой, определяемая как совесть, отличает человека от животных.

Эрих Фромм в своих работах критиковал страстную сторону любви, которая способна затуманить рассудок, привести человека к страшным деяниям. Мыслитель ввел в практику и разработал понятие гуманистического психоанализа. Он понимал под ним особенную терапию, проводимую с целью социализации личности в окружающем обществе и культуре. Цель подобных действий – полная реализация внутренних возможностей индивидуальности. Врач, проводящий терапию, становится для человека наставником, лечит душу.

По мнению Фромма, у человека есть не только физические, но и психические потребности. Из этого вытекает, что к человеку применяются универсальные критерии, которые могут быть либо поощрены, либо подавлены социальной системой. Таким образом, состояние здоровья общества может быть исследовано. В связи с этим, Фромм в различных публикациях делал выводы из результатов культурных, сравнительных и социальных исследований.

Эрих Фромм, как и множество его современников, раскритиковал фрейдовский психоанализ. Он считал, что австрийский ученый неправильно сформулировал проблему и не принял во внимание все тексты, вошедшие в трилогию Софокла. Однако, он признавал, что сказание об Эдипе является важным символом любви и взаимоотношений между матерью и ребенком. Именно эти взаимоотношения лежат в основе патриархальной культуры и бесспорного родительского авторитета.

Взгляды на психологию религии

Этим вопросам ученый посвятил много лет. Он отмечал, что религиозное сознание лежит в основе личностных ценностей. Человек обладает индивидуальной психофизической природой. Ввиду получаемого эмпирического знания и опыта он создает в сознании систему идеалов. Мыслитель считает, что религиозные воззрения человека, а также их характер способны раскрыть потенциал человека или нейтрализовать его.

Философ задавался вопросом: «заслуживает ли религия доверия?». Возможно, что личность не высвободившая творческий потенциал, может стать рабом религии, не имея других ориентиров в жизни. Именно поэтому, доказывает ученый, психоанализ способен нейтрализовать противоречия между желаниями и мотивами. Для этого необходимо рационализация и следование собственному разуму. Нередко истина скрывается в бессознательном.

Эрих Фромм выделяет авторитарные религии, которые управляют личностью и требуют полного повиновения. В них любое непослушание трактуется как грех. В противовес этому явлению мыслитель определяет гуманистические религии, способные раскрыть личность через творческие возможности. К ним он относит буддизм, культы времен Просвещения, учение Сократа. Именно подобные взгляды способны направить человека к искренней любви, заботе, помочь ему осознать единство мира. Гуманистические религии приводят человека к рационализации и самореализации, поэтому мыслитель видит в них спасение для любого общества. Именно они способны раскрыть личностный потенциал, создать гармонию в мире.

Обзор других философских взглядов Фромма

Мыслитель считал, что человек является результатом взаимодействия природных способностей и влияния социальных норм. Философ утверждал, что люди его эпохи, получив политическую и социальную свободу, нуждаются в принадлежности к какому-либо определенному социуму.

Противоречия свободы и безопасности – первая причина всех бед. В обществе граждане мечтают о свободе, однако, получив ее, испытывают одиночество и отчужденность. Решение подобных проблем мыслитель видел в полном отказе от свободы и индивидуальности с помощью авторитаризма. Такое решение подходит личности, обладающей садомазохистским характером. Подобные типажи ищут виновника и агрессивно ведут себя с ним. Они склонны к зависти, чувству беспомощности, подчинению. Такие личности не способны делать то, что им нравится, предпочитают идти за лидерами. Нередко им не удается отделить собственные потребности и понять, чего они хотят на самом деле. Подобный тип людей склонен к формированию зависимости от других, обретению власти и подчинению. Они способны от души наслаждаться страданиями и болью других людей.

Эрих Фромм говорил, что наброски авторитарной личности есть в характере каждого человека. В зависимости от преобладания той или иной черты, военные могут стать как идеальными подчиненным, так и наоборот стремиться к власти над другими.

Еще один метод решения внутренних противоречий – деструктивность. Деструктивные личности стремятся избавиться от внутренней неполноценности путем разрушения. Тревожные и бессильные, не способные реализовать интеллектуальный потенциал, они в моменты социальных перемен становятся двигателями разрушения устаревшей культуры.

Мысли о свободе

Обретя свободу, человек учиться работать над своими ошибками, мыслить осознанно. Если он не справляется с подобной ответственностью, то примыкает к конформизму и стремится следовать нормам общества. Так называемое следование за толпой подразумевает отсутствие отвержения обществом, сохранение с окружающими хороших отношений, общественное одобрение.

В качестве альтернативы перечисленным механизмам Эрих Фромм предлагал позитивную свободу. Именно она помогает не испытывать неприятного чувства одиночества. Мыслитель полагал, что наряду со свободой человек может ощущать себя также частицей общества, быть автономным, творческим, раскрепощенным. Он отмечал подобные качества среди детей, которые действуют непосредственно, не сопротивляются своей природе, не следуют социальным запретам. Мыслитель считал, что важнейшими условиями позитивной свободы являются любовь и труд, а также спонтанная активность. Философ предполагал, что нужно уравновесить внутренние биологические мотивы с социальными факторами. Личность способна противостоять авторитету власти и общества с помощью своих воли и разума. Именно самостоятельность человека является решением всех его проблем. Неотъемлемое условие свободы – возможность несогласия, выражение протеста. Оно является гарантией развития личности.

Антропологические взгляды Фромма

Мыслитель отмечал, что в человеческой жизни господствует непреодолимая полярность между регрессией и прогрессией. С одной стороны определяется стремление человека к утраченной гармонии с природой. С другой, он стремится к достижению человеческого существования, которое соответствует его разумным способностям. Это неизбежно приводит человека к постоянному поиску гармонии и делает статическое бытие невозможным. При условии удовлетворения животных потребностей, другие специфические человеческие потребности выходят на первый план

Несмотря на преобладающие на Западе учения о познании, логике и феноменологии, Эрих Фромм всю жизнь посвятил антропологии. Ему не удалось систематизировать полученные эмпирические знания. Однако, ключевые научные взгляды о сущности и природе личности, субъективности и становлении, обозначены четко. Его взгляды оказались весьма устойчивыми. Из одного исследования в другое они обретали все новые доказательства и аргументы. Сам мыслитель утверждал, что каждая из его работ является продолжением предыдущей.

Подчеркивая уникальность человека, Эрих Фромм отмечал, что человек – часть природы, но в тоже время отвергнут ей. Разумное существо стремится познать суть природы бытия, раскрыть собственную субъективность. Несмотря на существование тела и духа, очень сложно жить осознанно, особенно поддаваясь велениям плоти. Природу человека зафиксировать невозможно, однако, ее можно изучать в конкретных ситуациях. Человек поистине уникален с его страстями, являющимися продуктами инстинктов. Страсть разрушает индивидуальность и характер человека.

В одной из своих выдающихся работ «Человек для самого себя» Эрик Фромм определяет страсти и стремления как ведущие направляющие разрушения. В них отражается мир человеческого. Потребности личности несравнимы с животными инстинктами. Человек может стремится как к успеху, так и к аскетизму. А есть люди, мечтающие о власти или подчинении. Система ориентаций составляет ценностные установки личности. Вожделение, страсти и побуждения мешают человеку адаптироваться к социальным изменениям. Фромм в своих работах настаивает на индивидуальности, работе над истинными потребностями личности, которые нередко перекрываются страстями.

По мнению Фромма, ценности человек получает не из разума, а из бессознательного. Этапы же истории человечества должны оцениваться по уровню благополучия, счастья и психологической гармонии людей.

Поведение человека зависит от врожденного темперамента и характера, который формируется при взаимодействии с окружающим миром. Характер Фромм описывает как устойчивую структуру, определяющую мысли, чувства, поступки и поведение человека. Характер можно классифицировать по ориентации на мазохистский, садисткий, деструктивистский и конформистский. В связи с этим, образуется пять вариантов взаимоотношений с социумом: эксплуатирующий, рецептивный, рыночный, продуктивный и накопительский. Ввиду свободы человека в выборе установок, главное в жизни – спонтанность и саморазвитие. В своих работах по антропологии Фромм стремился разрешить противоречия сущности человека, эгоизм противопоставлял альтруизму, бытие – обладанию. Он мечтал о здоровом обществе, гуманизме, восстановлении гармонии между человеком и природой, человеком и обществом.

Постоянно отвлекаясь от собственного внутреннего, человек не осознает своих внутренних сил и, следовательно, не испытывает себя инициатором собственных действий, которые контролируются силами, действующими извне. Для индивида его бытие стало своего рода товаром, его тело, ум и душа – капиталом, а его жизненная задача состоит в том, чтобы выгодно вложить свой капитал, продать свой товар и извлечь из себя прибыль. Если рассматривать свою жизнь преимущественно как своего рода компанию, в которую нужно максимально разумно инвестировать свои физические и экстрасенсорные способности, то жизнь терпит неудачу. Итак, современного человека мыслитель характеризует как пассивного получателя впечатлений, мыслей и мнений. Хотя на протяжении веков человек стал значительно умнее, он имеет сильные потери в том, что касается морально управляемого разума. Свой интеллект он использует как инструмент манипулирования собой и другими. Суждения и действия человек довольно часто производит в соответствии с принципами общества, а не личными.

Система воспитания Фромма

Методы воспитания — это инструменты, с помощью которых можно изменять и формировать черты характера людей. В отличие от Фромма, Фрейд считал, что психический облик личности формируется исключительно в семье, в противостоянии общественным структурам. Эрих Фромм же писал, что родители принимают шаблоны из общества. Они передают ребенку его дух и выступают психологическим агентом. Однако, мыслитель не настаивает на абсолютизации социальных явлений и говорит, что необходимо учитывать психологические особенности человека. При этом, педагог должен учитывать социальные факторы, подсознательные мотивы и побуждения, которые зачастую сложно трактовать.

Фромм выступал с критикой существующих систем воспитания. Он говорил, что в образовательных учреждениях применяется сухая рассудочность, подавляются эмоции. Философ оценивал это как огромный ущерб интеллектуальному развитию личности. Важность эмоционального воспитания стала популярной на Западе благодаря работам ученого. Педагоги, культурологи и психологи признали, что для развития интеллекта ребенка, нужно учитывать его эмоции и гуманные импульсы.

Фромм отмечает, что с одной стороны, внешнее насилие было неотъемлемой частью покорности и подчинения масс. С другой стороны, общество не могло функционировать только из страха перед физическим насилием и по принуждению. По отношению к ребенку другие члены семьи являются первым посредником общественной власти. Таким образом, Фромм выделяет точку зрения Фрейда на формирование психического характера из семьи. Однако, для мыслителя общественные авторитеты всегда содержат в себе и личные качества.

Тесное эмоциональное взаимодействие детей с родителями приводит к двоякому влиянию на общество. С одной стороны, семья становится главным институтом формирования общества. Для этого не обязательно соблюдать определенные требования, такие как пунктуальность, аккуратность, адаптивность и так далее. Этот, так называемый, социальный характер отражается в родителях и, таким образом, передается ребенку прямым путем.

С другой стороны, на ребенка переносятся проблемы родителей и общества. Поскольку индивидуальность, в частности, от взаимодействия с раннего детства с близкими людьми и окружающей средой, кристаллизуется в общем, можно рассматривать само становление ребенка как путь, идущий снаружи внутрь. Точно так же родители передают ребенку свои дефекты, болезненный образ жизни воспринимается как нормальность уже в детском возрасте.

Исследователь указывал, что развитие эмоциональной сферы человека стимулируется эстетическим воспитанием, которое должно иметь гуманистическую направленность. Если эстетику подавать в отрыве от нравственности, сформированная система ориентаций будет ненадежной. Необходимо четко разграничивать добро и зло. Говоря о любви, Эрих Фромм указывает, что это не просто сексуальные отношения, а также отношения между ребенком и родителями, педагогами и учащимися, пациентами и врачами. Важнейший человеческий дар – способность к бескорыстной любви и гуманизму. Ключевая цель воспитания – сформировать личность, способную на абсолютно альтруистическую любовь.

Заключение

Эрих Фромм прожил плодотворную жизнь и стал автором множества прогрессивных идей. Многие из его книг стали бестселлерами, в частности, «Искусство любить» 1956 года, а также «Иметь или быть?», изданная в 1976.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.